Интервью с фотохудожником Андреем Серебряковым

Интервью с фотохудожником и путешественником Андреем Серебряковым, автором уникальной коллекции фотокартин «Скифия — неизвестный Крым».

— Андрей Леонидович, у вас собралась уникальная коллекция из более чем 50 фотокартин на холсте и каждая непохожа на другую. На этой картине мы видим летний закат, а вот здесь уже суровая скифская зима. Расскажите, как долго вы собирали эту коллекцию? Ведь вы обошли весь Юго-Восточный Крым пешком.

— Мне потребовался год почти ежедневных выходов в район феодосийского холмогорья для того, чтобы почувствовать местность и сжиться с пейзажем. Тогда местность словно каким-то магическим образом начала раскрываться и давать подсказки к построению кадра. Однажды я прошел пешком от Меганома до Феодосии, поднимаясь на каждый холм, осматривая местность с разных сторон. Это заняло у меня больше суток. На ночевку я устраивался на хвойной подушке горного леса на несколько часов в районе Эчки-Дага. Собственно фоторяд создавался более двух лет. Сейчас я работаю над продолжением.

— Ваши картины отличаются удивительной цветовой гаммой. Есть ли у вас какой-то секрет съемки?

— Здесь важно выбрать правильное время. Для съемки предпочтительные «золотые часы»: рассвет и закат. Пейзаж приобретает объёмность, насыщенность. Я выхожу задолго до рассвета, чтобы к нужному моменту попасть на место съемки, которое, в свою очередь, тоже надо заранее определить. Иногда место и время съёмки намечается за полгода, а то и за год. Для этого и приходится ходить многокилометровые маршруты, постоянно выстраивая примерный кадр, оценивая освещенность склонов холмов в разное время и в разную погоду.  

— А возможна ли хорошая съемка днем?

— Конечно. Я делаю съёмку и днём, но в условиях переменной облачности и дымки близкого моря. А в целом, днем, особенно в летнее время, трудно найти подходящий светотеневой рисунок. Съемка днем подходит для средней полосы в виду общей мягкости дневного света. А Крым – это юг, для этой широты дневной свет характерен резкими и короткими тенями.

— У вас четко прослеживается уже узнаваемый авторский стиль. Ваши картины выделяются на фоне остального единообразия крымских фотографий и картин. Ваши работы сделали юго-восточный Крым узнаваемым. Как вам это удалось? И ещё — почему выбор пал на холст?

— Об авторском стиле — теперь открою секрет: я дружу с лучшими природными творцами — Ветром, Солнцем, Небом и Морем, и они отвечают мне взаимностью. Большей отточенности в созданных ими плавных линиях ландшафта встретить где-либо еще трудно. Если ты ощущаешь единение с природой, прислушиваешься к своей интуиции, то в результате обязательно получается удачный кадр, который отражает личное видение мира художником. Это и есть «узнаваемый стиль». Юго-восточный Крым запечатлён в акварелях художника и поэта Максимилиана Волошина. Его авторский стиль — это мой творческий ориентир. 

Да и в целом, Юго-восточный Крым отличается многообразием пейзажных планов, которые рождены сочетанием здесь степи, моря и гор. Не случайно Скифы отводили эти замечательные места под свои курганы. Это  в полном смысле авторский стиль наших предков. 

О холсте. Выбор холста для создания цикла фотокартин обусловлен моей оценкой значимости художественного проекта «Скифия: неизвестный Крым». Восприятие зрителем картин на холсте совершенно иное, чем обычных фотографий, хотя, создание фотокартин на холсте это, конечно, очень дорого — чтобы создать одну картину приходится порой создавать десятки пробных вариантов. 

— Т.е. ваше творчество напрямую связано с  историей юго-восточного Крыма?

— Конечно, в моем случае именно место и наша древняя история способствовали творческому вдохновению и созданию проекта «Скифия – неизвестный Крым».

Замечу — в стране много других выразительных и впечатляющих горных ландшафтов — Кавказ, Камчатка, Алтай, Байкал, Тыва, Кольский полуостров, острова Белого моря. Однажды, побывав на Соловках я столкнулся с удивительным природным явлением миража в виде «опрокинутых островов» (местные жители называют этот мираж «опрокинутые кузова»). Жаль, что тогда у меня не оказалось фотоаппарата под рукой.

— Ну, все еще впереди! Спасибо за интервью. 

— Всего доброго

Андрей Серебряков родился в 1955 году в Армении в семье офицера. Закончил высшее военное училище и служил в воздушных десантных войсках (ВДВ). Уволился из вооруженных сил после развала Советского Союза в 1991 году в звании подполковника. В 90-е годы занимался бизнесом. В течение нескольких лет проводил исследования древних культовых исторических мест и сооружений. В 2000-е годы проводил аэросъемку на сверхлегких летательных аппаратах (СЛА) для Института Археологии РАН и других экспедиций, снимал с воздуха для программ центрального телевидения (1 канал, НТВ, РенТВ и т.д.), один из первых, кто начал выполнять промышленную аэросъемку. В связи с появлением дронов, в 2012 году переехал в Крым и занялся пейзажной съемкой. В течение последующих 3-х лет создал цикл фотокартин на холсте «Скифия: неизвестный Крым».

С 2014 года по 2017 год провел персональные выставки в следующих музеях:

  • Музей Веры Мухиной, г. Феодосия (две выставки)
  • Музей Александра Грина, г. Феодосия
  • Музей Древности, г. Феодосия
  • Министерство экологии и природных ресурсов Крыма, г. Симферополь
  • Выставочный зал Республиканской библиотеки им. Франко, г. Симферополь
  • Медиа-Центр Южного Федерального Университета, г. Ростов-на-Дону

Ряд персональных выставок был проведен на открытом воздухе в рамках городских и республиканский мероприятий.

Часть картин представлена в вышеупомянутых музеях, а также в министерствах и ведомствах Крыма.

Андрей Серебряков активно участвовал в сохранении экологии Крыма, например, защита Тихой Бухты от застройки, предотвращение промышленной разработки карьера в районе Коктебеля и других мероприятиях. Получил благодарность от Министра экологии и природных ресурсов республики Крым.